О том, что представляет собой вторичный рынок аттракционов в России, однозначного мнения нет. Все дело в том, что его пока нельзя назвать цивилизованным, как на Западе, где каждый механизм проходит предпродажную подготовку. На этой стадии экспертные организации выдают заключение, что аттракцион соответствует всем стандартам безопасности. “Подержанное” оборудование имеет полный пакет эксплуатационной и технической документации и гарантию на определенный срок эксплуатации. У “них” работают специализированные компании, которые всерьез занимаются именно вторичной продажей аттракционов, а производители не просто продают б/у оборудование, а разрабатывают целые программы по продвижению на «вторичный рынок» своих аттракционов.
К примеру, одна французская компания, которая производит электромобили для автодромов, меняет “состарившееся” оборудование покупателям. А те, в свою очередь, доплатив небольшую сумму, получают новенькую машину. Компания же дорабатывает старый электромобиль и по более низкой цене вновь продает его другим покупателям.
В России же “вторичный рынок” аттракционов только начал зарождаться, поскольку его развитие напрямую зависит от ситуации на «первичном рынке», а он пока находится в зачаточном состоянии. Каждый год в России на покупку аттракционов тратится в среднем 8-10 млн. долларов (к примеру, один детский аттракцион российского производства стоит от 8 до 12 тысяч долларов, итальянского – от 20 до 40 тысяч евро). По самым грубым подсчетам выходит, что на эти деньги можно купить около 1000 аттракционов. Принимая во внимание, что доля рынка вторичных аттракционов составляет всего 20-30% от основного, получается, что на покупки б/у аттракционов приходится всего 1,5 – 2 млн. долларов (правда, и стоят они дешевле).
Когда во всех российских парках был одинаковый набор аттракционов примерно
одного возраста, рынка б/у аттракционов не было и в помине. Сейчас туда попадает
не только порядком поизносившееся оборудование, но и аттракционы, которые
перестали пользоваться популярностью у посетителей. Это свидетельствует
о том, что россияне стали проявлять интерес к индустрии развлечений.
Кроме того, с каждым годом увеличиваются поставки ненового оборудования из-за
рубежа, где развитие индустрии развлечений давно вышло на “финишную прямую”.
Говорить о том, насколько увеличился “импорт” оборудования в конкретных цифрах,
довольно сложно, поскольку учет “приехавшим” из-за границы аттракционам никто
не ведет.
Рынок аттракционов, бывших в употреблении, и на западе, и у нас, существует в основном за счет семейных и экстремальных аттракционов. Экстремальные аттракционы, в процентном отношении от стоимости, занимают почетное первое место. Семейные аттракционы стоят на втором месте, а детская группа аттракционов на этом рынке почти не представлена. Зато на первичном рынке все с точностью до наоборот: детские карусели вышли в лидеры как самое покупаемое оборудование.
С чем это связано?
Особенность детской психологии такова, что каждый раз, усаживаясь на аттракцион,
ребенок воспринимает его как новый и с удовольствием катается на «любимых
каруселях». Поэтому, все эксплуатанты стремятся, в первую очередь, оснастить
парки именно детским оборудованием. По этой же причине они потом не спешат
от него избавиться. Да и зачем, если карусель приносит постоянный доход.
Редко попадают на вторичный рынок и семейные аттракционы – как правило, только из-за того, что по каким-либо причинам не подходят парку. Для сравнения: «бестселлер» типа автодрома всегда пользуется спросом у посетителей, поэтому нет смысла его продавать.
А вот экстремальные аттракционы, которые приносят доход в размере 60-70% от всей выручки парка (цена на них на порядок выше, чем на вышеперечисленные виды оборудования), больше всего подвержены ротации, поскольку рассчитаны, в первую очередь, на молодежь с ее постоянными запросами на «новизну» и «крутость» аттракциона.
Судить о популярности б/у аттракционов можно по Интернет-сайтам различных фирм, каждая из которых пытается продавать подержанное оборудование. Тем более что новый владелец всегда найдется. Причины у каждого покупателя свои - от “скупости” до банального “выбросить жалко и нести тяжело”. Их “жадность” объясняется просто: треть населения, находящаяся за чертой бедности, не готова тратить большие суммы на развлечения, а предприниматель, в свою очередь, не готов работать себе в убыток.
При покупке аттракциона на «вторичном рынке» покупатели, поверив в слова: “Оборудование в хорошем состоянии”, - вынуждены идти на риск. А ведь все последующие ремонтные работы могут влететь в копеечку. Поэтому главное при покупке “подержанного” оборудования - оценить его техническое состояние, самостоятельно или с помощью квалифицированного эксперта.
Важно проверить наличие документации на аттракцион, взвесить затраты на восстановление необходимых бумаг, если их нет, и на подтверждение технического соответствия, на эксплуатацию ненового оборудования с учетом ремонтов и освидетельствований, а потом сравнить все предстоящие расходы с тем доходом, который можно получить от эксплуатации механизма. При этом стоит помнить и о том, что “срок жизни”, отмеренный аттракциону производителем, все-таки ограничен.
Одним из “подводных камней” является то, что недобросовестные продавцы могут подделать техническую документацию, “историю жизни” механизма. Пока спасает только то, что рынок индустрии развлечений России очень мал и все предприниматели знают друг друга. Да и оборудования в России пока не так много, поэтому судьбу каждого механизма можно узнать без проблем:
- где был произведен,
- как, где и в каких условиях работал,
- сколько раз ремонтировался и продавался.
Чтобы решить все проблемы в аттракционном бизнесе в глобальном масштабе, необходимо создавать условия, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям государства, а с другой – не были бы тотальными и позволяли предпринимателям менять свое оборудование. Тогда предприниматели смогут эффективно управлять аттракционным комплексом: окупать оборудование, получать прибыль, а затем обновлять комплекс аттракционов.